Возвращения молокан и казаков-некрасовцeв
Источник: Любовь ШИЛИХИНА
Дата:06/07/2007
|
|
Любовь ШИЛИХИНА Возвращения молокан и казаков-некрасовцев Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона ль моя чужая. Я не сам-то зашел На тебя, сторонушка. Я не сам зашел, все заехал. Занесла ж то меня раздоброго молодца Все неволя... Старинная казачья песня. Человеческие судьбы... Как бывают порой они жестоки и несправедливы, около трех веков на чужбине и всего лишь тридцать лет на родной земле. Начало скитаний — эпоха Петра, конец — хрущевская «оттепель». Спасая опальных казаков от поголовного истребления после поражения Булавинского восстания, атаман Игнат Некрасов увел их с Дона на Кубань и, умирая, дал завет, который прочно отпечатается в сознании многих поколений некрасовцев: «Царизму не покоряться, до царя в Расею не возвертаться». Теснимые царскими войсками, с семьями и скарбом, духовными книгами и азбуками в укладках, уходили казаки все дальше — в Крым, на Дунай, пока уж совсем не оказались за морем, в Турции, на берегу далекого озера Майнос. Наступил 1864 год, а вместе с ним пришла русско-турецкая война. Но не стали некрасовцы воевать против Отечества своего, за что вошли в немилость турецких властей, и нищета стала их уделом навсегда. Русская община просуществовала здесь до начала 60-х годов. Солнечный сентябрьский день 1962-го стал точкой отсчета новой свободной жизни казаков-некрасовцев. 30 лет — это маленькая веха пути, она не вместила в себя еще даже судьбу одного поколения. Но как быстро она растворила в новом укладе их быта то самобытное, что веками на чужбине так свято и бережно хранили их предки. Собственно, «казацкого», «некрасовского» осталось в поселках не так уж и много. Еще хранятся у многих в шкафах яркие необычные костюмы, украшения. Но чаще их увидишь теперь во время выступлений фольклорно-этнографического ансамбля, да в дни больших церковных праздников. Не так играют свадьбы, дни рождения, скорбят об умерших. Уходит старшее поколение, а с ним отмирают и многие обычаи. До сих пор помню, как «воевала» со своей бабушкой моя школьная подруга, которая по всем праздникам должна была молиться в церкви и непременно надевать национальную одежду. А ей и ее меньшей сестренке также, как и нам, местным девчонкам, каждый день хотелось ходить в кино и наряжаться в коротенькие платьица с большущими бантами на голове. Понемногу стали тянуться к современной жизни и их родители. Вскоре в доме появился телевизор и другие предметы комфорта. — Утраты, конечно, будут неизбежны, — говорит Д.К. Ше-пелеев. — Но это наша жизнь, жизнь уже наших детей и внуков. И вернулись мы на свою родину, чтобы принять ее такой, какая она есть. Возврата к старому укладу не будет, глупо этого не понимать, страшно другое, что рвутся наши национальные корни, забываются традиции, и не дай Бог, если оборвется последняя нить — наше духовное богатство. Вот тогда мы действительно умрем как народ. Демьян Куприянович — внук Симона Тарасовича Шепеле-ева, ходока и организатора переселения некрасовцев на родную землю. Ему было в ту пору 15 лет и он многое помнит из «той» жизни. Как знамя свое казаки прятали от турок, как те избивали друга деда и его учителя Василия Порфирьевича Саничева, как запрещали учить родной язык и переделали их фамилии на турецкий лад. — Некоторые сегодня поглядывают назад, — с грустью продолжает он, — давайте правде смотреть в глаза и не бояться говорить об этом. Таких людей немного, я не думаю, что они в силах будут замутить воду. Горько и смешно, если кто-то из них взаправду мечтает о жизни капиталиста в Турции. Да, там мы имели свой клочок земли, но далеко не равные доли для каждого. Кто был победнее, тот все помнит. Нас турки звали «гяурами», неужели мы забыли об этом?! Как одна капля воды похожи судьбы казаков-некрасовцев и молокан — одной из разновидностей духовного христианства в России, составляющих несколько течений старого русского сектанства. 1840 год стал роковым годом для молокан, которые за неповиновение православному духовенству были вынуждены покинуть родину и поселиться в далекой Турции. Шли годы, шли столетия, а тоска по родине не утихала, и решили тогда старики уводить людей к родному краю. В 1961 году молокане впервые ступили на землю своих предков. Время безжалостно и неумолимо. Как ни парадоксально, но за три десятилетия молокане и казаки-некрасовцы потеряли из культурного наследия гораздо больше, чем за все годы на чужбине. Пока не поздно, надо остановить этот процесс. Через песни, костюмы, через самую малую деталь жизни этих людей на нас смотрит наша история. Смотрит глазами укора и сожаления. Что оставим мы своим потомкам? Какой капитал передадим им в наследство? — Много лет добивались мы создания традиционной русской культуры в поселке Новокумском, — говорит его директор Л.В. Евдокимова, руководитель фольклорного ансамбля казаков-некрасовцев, — и вот уже позади все препоны. Наш центр живет и работает, и проводимые сегодня торжества в честь 30-летия возвращения молокан и некрасовцев — тому подтверждение. Не случайно праздник был приурочен к большому религиозному празднику — Успению Пресвятой Богородицы. Никогда еще Успенская церковь в поселке Новокумском не вмещала столько посетителей, как в то утро 28 августа. Отпраздновать день Успения Божией Матери прибыли к своим землякам прихожане Свято-Троицкой церкви из поселка Кумской Долины. Службу отца Кондрата записывали на пленку теле— и фотокорреспонденты краевых газет, радио и телевидения. Прислали сюда своих представителей российский журнал «Церковь» и французские агентства «Сигма» и «Франсп-ресс». На престольный праздник и по случаю 30-летнего юбилея возвращения некрасовцев был приглашен старообрядческий Митрополит Алимпий Московский и Всея Руси, который, к великому сожалению, по уважительным причинам, не смог приехать. Но он прислал в письме Божие Благословение всем боголюбивым чадам древнеправославной старообрядческой церкви. «Молю Премилостивого Бога о ниспослании Вам мира и тишины, здравия и духовного и телесного, и да умножит Господь Ваши добрые делания на земле и всякое делание во благое. В наше нелегкое время призываю всех чад христовой церкви к внутреннему миру Ваших душ, который достигается взаимной любовью и умножением молитвы». Зачитав это письмо, протоиерей Феофан, настоятель Свято-Троицкого храма обратился с речью к своим землякам: «Слава Богу, позади то время, когда мы боялись воспитывать своих детей по старообрядческому обычаю, когда с них срывали кресты. Все это в прошлом. Сейчас мы свободны. Давайте не забывать, что мы живем в великой стране — России. Не будем духом падать и достойно переживем сегодняшние трудности. Братья и сестры, помните слова Иисуса Христа: «Любите друг друга, как и я вас возлюбил». По окончании службы состоялся большой обеденный храм. По традиции он проходил в доме одного из казаков-некрасовцев — у Якова Федотовича Пушечкина. А вечером хозяевами праздника были бургунмаджарцы, которые организовали творческую встречу с коллективом фольклорного ансамбля казаков-некрасовцев из Кумской Долины. *** Василий Порфирьевич Саничев умер июньским вечером 1989 года. Он был последним атаманом, выбранным на казачьем кругу в Турции в 1950 году, и главным организатором переселения некрасовцев в Россию. «Семья наша была не из самых зажиточных, — рассказывает его старшая дочь Мария. — Но батю уважали как грамотея. Он книги лучше других понимал, потому и азбуке детишек обучал». Книги помогли сохранить на чужбине язык, веру, не раствориться, не сгинуть среди чужого народа. Можно представить, что перетерпели они, собранные в маленьких церквушках за два с лишним века! Многие утраченные, износившиеся страницы книг каллиграфически переписаны и аккуратно вклеены Саничевым-атаманом, а по совместительству «библиотекарем» общины. Кроме духовных и светских книг имелось у казаков еще что-то вроде летописи, — вспоминает младшая дочь Агафья. — Как жили и что видели — все записывали некрасовцы. Только потерялись рукописи при переезде. Отец многое пытался восстановить по памяти. Сколько тетрадок он исписал, сколько книг отреставрировал! Последние годы, когда уже тяжело болел, я ему помогала вести записи. Закончить его работу считаю своим долгом. А самая большая моя мечта — когда-нибудь издать его воспоминания. Василий Порфирьевич был скромным человеком с добрым сердцем и ранимой душой. В последнее время, бывало, обижали его соотечественники и, случалось ни за что упрекали, но он служил людям до конца. Перед смертью последнему атаману не в чем было раскаиваться. Он привел свой казачий круг в надежную гавань. С тем и почил, выкупив напоследок дом у совхоза, в котором теперь проживают его дочь и внуки. Тем самым как бы поставив точку в долгой истории отчуждения — от собственности, земли, родины. 29 августа у скромного домика Саничевых по улице Мичурина собрались жители поселка Новокумского, многочисленные гости и журналисты, чтобы отдать дань памяти первому казаку-некрасовцу, ступившему на русскую землю. Митинг, посвященный открытию мемориальной доски В.П. Саничеву, открыла глава местной администрации Т.Н. Таран. С любовью и признательностью вспоминали о своем земляке и учителе протоиерей Феофан, нынешний атаман казачьего круга в поселке И.Я. Никулушкин, Г.Д. Беликов. «Это был смелый человек, справедливый атаман, потому его и избрали ходоком в Россию, — говорили выступающие. — Царство ему небесное и вечная память». Наступает торжественный момент — мемориальную доску последнему атаману казаков-некрасовцев открывают его внучки Аня и Оксана. К подножию стены ложатся цветы. И, наконец, главное событие дня — открытие историко-этнографического музея, которого с таким нетерпением ждали в поселке. Весть о его создании задолго облетела жителей. Люди старались помочь, чем могли. «За последнюю неделю столько было подарено экспонатов, — рассказывает заведующая сектором этнографии Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея имени Г.К. Праве Г.А. Гончарова. — Сегодня уже никто не сомневается, что это дело нужное, а несколько лет назад Людмила Васильевна Евдокимова один на один носилась с этой идеей. Уже тогда начала все потихоньку собирать. Не было ни средств, ни помещения, а она, как одержимая, видела свой музей. И этот час настал. Сегодня — его рождение и первая экскурсия по залам. В самом большом из них представлена история жизни казаков-некрасовцев, особенно широко показан их быт. Следующие два зала рассказывают о молоканах, их вере и традициях. И последний, четвертый зал, — это история поселка, его люди и судьбы. И вот уже позади все официальные церемонии. Сворачивается и ярмарка, в которой с утра приняли участие все торговые предприятия района. Редкий посетитель ушел отсюда без покупки. Ровно в 12 часов дня ведущие объявляют о начале праздника «30 лет в России». На сцену в качестве самых почетных гостей приглашаются организаторы переселения молокан и казаков-некрасовцев в Россию: Николай Иванович Портнов, Тимофей Иванович Бокачев и Тимофей Николаевич Ястребов. Многие из переселенцев помнят тот сентябрьский день 1962 года, когда они поднялись на борт теплохода «Грузия». Их было 999 человек. А когда теплоход причалил к пристани «Новороссийск», капитал объявил пограничникам о том, что на корабле 1000 пассажиров. У Харитона и Анны Бабаевых родился сын Семен. Первым из некрасовского рода-племени родился на родной земле, о чем было отмечено в грамоте, выданной капитаном теплохода. А на рельсах их уже ждали пассажирские составы, отправляющиеся на Буденновск, который стал местом рождения 1001-го потомка не-красовцев — Кондрата Щепелеева. Счастливо сложилась жизнь у обоих. И в семье лад, и на работе уважение. И Семен, и Кондрат тоже прибыли на сегодняшний праздник. На встречу с переселенцами из Турции пришли бывшие руководители и специалисты хозяйств И.П. Панкин, Н.В. Кукланов и Е.П. Кукланова, Н.И. Савченко, А.И. Калмыкова, которые непосредственно участвовали в их расселении и трудоустройстве, воспитывали и обучали молодое поколение молокан и некрасовцев. Не счесть в зале гостей, приехавших поздравить юбиляров. На сцене — глава районной администрации Н.И. Рубанов, заместитель директора департамента социальных проблем администрации края П.С. Пересецкий, председатель краевого комитета по культуре А.И. Рыбальченко, атаман краевого союза казаков П.С. Федосов, директор совхоза «Левокумс-кий» Н.П. Бовин, председатель центра традиционной русской культуры «Преображенское» И.К. Русакомский, протоиерей Феофан, старший научный работник музея древнерусского искусства имени Рублева Н.Г. Денисов, сотрудник института этнологии и антропологии Академии Наук Х.В. Поплавская и другие. Приветственные послания прислали фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского, перечисливший центру 500 долларов, и Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова. На сцене фольклорно-этнографический ансамбль «Некрасовские казаки», слава о котором идет по всей стране. Участник многих фестивалей и обладатель премий, этот коллектив выступал под сводами Колонного зала и в консерватории имени П. И Чайковского. Уже более 250 песен ансамбля записано в фонотеке Центрального радио, целую звуковую монографию о нем подготовила Всесоюзная фирма «Мелодия». В 1989 году «Некрасовским казакам» была присуждена премия ВЦСПС в области литературы, искусства и журналистики. Впервые в истории нашего государства коллектив, не имеющий статуса «профессиональный», был выдвинут на присуждение серьезной премии. Поскромнее биография у детского ансамбля «Некрасовские казачата», созданного три года назад. У них еще впереди и лавры, и награды. И вряд ли кто в этом сомневается, потому что работает с юными талантами человек удивительный, полный сил и энергии, профессионального мастерства и неустанного поиска — Людмила Васильевна Евдокимова. И центр, и музей — это тоже ее детище. Сегодня она по праву заслужила слова самой глубокой благодарности от своих земляков. Под дружные аплодисменты зала ей была вручена Почетная грамота Министерства культуры и туризма и денежная премия краевого комитета по культуре. Завершил праздник Государственный ансамбль Липецкой филармонии «Казаки России» под руководством Леонида Ме-лованова, который покорил своим искусством весь зал. Это не первая встреча новокумцев с артистами. Недавно ансамбль ввел в свой репертуар песни и танцы некрасовских казаков. Зрителям пришлась по душе новая работа. «Я да калинушку ломала» подхватили все хором. Вечером Дом культуры снова собрал вместе любителей народной и церковной песни. Детские прибаутки и духовные стихи некрасовцев, трогательные псалмы в исполнении молокан из Кочубеевского района и местной группы женщин — сколько в них красоты и единства духа, любви и мира, которые, как сказал на встрече старший пресвитер страны Т.В. Щитинин, должны хранить в душе все мы, грешные, на этой земле. 30 августа в селе Левокумском состоялось традиционное собрание духовных молокан-максимистов. 1992 г
Постоянный адрес материала: /publ/19-1-0-53
|